Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.

Фото пользователя Наталья Александровна Ненахова
Submitted by Наталья Александровна Ненахова on Tue, 07/06/2011 - 00:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ненахова Наталья Александровна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №27 г.Балаково Саратовской обл., учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Обобщить знания об особенностях публицистического стиля. Познакомить со средствами эмоциональной выразительности в публицистической речи. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей средствами художественной выразительности (А 32 и    В 8)

Развивать навык грамотной речи. Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, языку.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11 класс. Просвещение, 2001 г.

Используемая методическая литература: 

-

Используемое оборудование: 

-

Используемые ЦОР: 

-

Краткое описание: 
-

 

Итоговая контрольная работа

 

Конспект открытого урока.

11 класс.

Учебник. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11 класс. Просвещение, 2001 г.

 

Тема.  Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.

 

Цель: Обобщить знания об особенностях публицистического стиля. Познакомить со средствами эмоциональной выразительности в публицистической речи. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей средствами художественной выразительности (А 32 и    В 8)

Развивать навык грамотной речи. Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, языку.

 

Ход урока.

І.  Словарная работа.  (Текст упр. 386)

         - Какие из записанных слов можно использовать в публицистическом стиле?

 

ІІ. Обобщение пройденного.

         - Каковы отличительные черты публицистического стиля?

(Соединение в нем стандарта и экспрессии, логичности и эмоциональности, информативной насыщенности и экономии языковых средств.)

         - Что характерно для лексики публицистического стиля?

( 1) соединение клише (поставить вопрос, правовое государство, здравый смысл) и метафор, эпитетов, сравнений (пульс времени, солдаты удачи);

   2) употребление слов торжественной лексики (держава, свершение, воздвигать) рядом с разговорно-просторечными словами (бабки, крутой, зелёные,( в значении доллары);

   3) авторы публицистических текстов находятся в постоянном поиске новых слов и выражений, привлекающих читателей своей новизной. Если такое выражение удачно, оно начинает эксплуатироваться в текстах других авторов

(слово золото в значении «природное богатство» породило выражения белое золото (хлопок), черное золото (нефть), зелёное золото (леса);

   4) появление большого количества иностранных слов (спикер, имиджмейкер, холдинг, брифинг) и неологизмов (думец, интернетчик);

   5) употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателя  и слушателя.)

         - Каковы морфологические особенности публицистического стиля?

(  1) речь часто ведется от первого лица и глаголы употребляются в первом лице или повелительном наклонении;

   2) настоящее время используется для описания событий, происходящих в прошлом;

   3) часто употребляются прилагательные в превосходной степени.)

 

         - Каковы синтаксические особенности стиля?

(  1) использование преимущественно простых предложений;

   2) замена причастных и деепричастных оборотов сложноподчиненными предложениями;

   3) использование номинативных предложений (особенно в заголовках);

   4) восклицательные, вопросительные предложения, риторические вопросы, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях, синтаксический параллелизм предложений, построенные по законам градации предложения с однородными членами.)

 

ІІІ. Выборочный диктант (ИКТ)

         - Какого стиля текст? Обоснуйте свой ответ, указав тему и основную мысль текста.

         - Выпишите слова и словосочетания, относящиеся к публицистическому стилю.

         - Устно объясните расстановку знаков препинания в предложениях текста.

 

ІV. Расширение знаний о средствах эмоциональной выразительности публицистического стиля.

 

1.     Слово учителя.

- Нашу речь образной и выразительной делают лексические и фразеологические средства выразительности. Слово ведь не только называет предмет, количество, действие или состояние, но и может передавать отношение говорящего, его эмоции, оценку, быть экспрессивным, т.е. указывать на степень проявления признака (большой – колоссальный). Особую выразительность речи придают авторские неологизмы (новообразования), т.к. они прозрачны по смыслу, структуре и экспрессивной окраске (сквернопение).

Для создания образности и эмоциональности кроме слов используются фразеологизмы, т.е. устойчивые словосочетания, равные по смыслу одному слову. Обладая смысловой ёмкостью, экспрессивностью, фразеологизмы помогают немногими словами сказать очень многое: …в считанные секунды; Если интеллектуальность делает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей…

Среди языковых средств выразительности наиболее распространены следующие тропы:

Эпитет – это художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства и качества предмета или явления и обогатить содержание высказывания (страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам).

Метафора – основана на перенесении значения по сходству. Метафоры близки к сравнению и олицетворению: Русская литература – это противоядие пошлости и нравственному уродству. Мы вышли в горы. Солнце катилось к закату. Ночь уже шла по ущелью. В трепетный сумрак озябшего сада льётся со степи волнами прохлада.(И.Бунин). Метафоры могут быть оригинальны, необычны, вызывать эмоциональные ассоциации и помогать лучше представить себе явление или событие.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. С его помощью говорящий (пишущий) привлекает к предмету (явлению) особое внимание. Сравнение может представлять собой сравнительный оборот (отражались как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями); сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным или сочетание глагола с существительным  в форме Т.п. (ползёт улиткой).

Олицетворение – художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами (Солнце медленно всплывает над узкой тучкой; Содрогаясь от мук, пробежала над морем зарница).

Так как публицистика адресована к широкой аудитории, она стремится к простоте и доступности, деление на абзацы тоже подчинено задачам публицистики. Поэтому в отдельный обзац может быть выделено одно предложение, если оно несет особую эмоциональную нагрузку.

2.     Работа с учебником.

- Изучите теоретический материал о средствах эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи по учебнику (с.237) и составьте его конспект.

         Самостоятельная работа учащихся.

3.     Беседа по прочитанному.

- Что нового для себя вы нашли в материале учебника?

 

V. Закрепление изученного материала.

 

  1.  Анализ текста (ИКТ).

- Назовите слова и словосочетания, относящиеся к публицистическому стилю.

- Определите вид использованных в тексте предложений: простые или сложные?

- Охарактеризуйте их по цели высказывания, по эмоциональной нагрузке.

- Укажите осложненные предложения. Чем они осложнены?

- Сделайте вывод об особенностях синтаксического строя предложенного текста.

- Укажите, какие средства выразительности используются в этом тексте. (Экспрессивный повтор, ряды однородных членов, газетно-публицистическая фразеология, разговорные синтаксические конструкции.).

 

  2.  Работа с текстом.

- Запишите текст под диктовку, графически объясняя знаки препинания.

         Былинный источник силы от матери-земли представляется ныне не для избранных, не богатырей только, но для всех нас источником исключительно важным и целебным. О,О,ноО. И, посещая чужие земли, душой мы постоянно на родине, всё мы соизмеряем только с ней, всему ведем свой отсчет от неё.[ ], [ -  =, = ]. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, потерял радость и муку, счастье и боль своего существования. [ - , (- =), (- =),=]. О,О и О.; О и О,О и О.

                                                                                              (По В. Распутину)

 

- Определите стиль и тип этого текста.

- Докажите, что это текст публицистического стиля, обоснуйте свой ответ, указав тему и основную мысль текста.

- Приведите примеры слов и словосочетаний, относящихся к публицистическому стилю.

 

   3. Выборочный диктант (упр.398).

- Выпишите из текста сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболу.

      (Работа по цепочке по предложению.)

 

  4. Самостоятельная работа. (ИКТ)

- Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

1) метафора                                                        4) олицетворение

2) риторический вопрос                                    5) инверсия

3) сравнение

(Ответ: 1,3,4,5.)

 

VІ. Итог урока. Обобщение пройденного.

- Какие средства выразительности делают нашу речь образной, выразительной? (Лексические и фразеологические.)

- Какие тропы наиболее распространены среди языковых средств выразительности? Перечислите их.

- Что такое эпитет?

- Что называется метафорой?

- Что такое сравнение?                    Олицетворение?

- Какова цель средств эмоционального воздействия в публицистическом стиле? (Воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём-то и информирование, передача сведений.)

- Какую роль играют эмоциональные средства языка в публицистическом стиле?

(Сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.)

 

VІІ. Домашнее задание.

Упр. № 406

 

        

 

 

        


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн