Официальный сайт jhealth 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Особенности мышления дошкольников с ОНР

Фото пользователя Анастасия Сергеевна Зайцева
Размещено: Анастасия Сергеевна Зайцева - ср, 16/05/2012 - 12:16

Особенности мышления дошкольников с ОНР

         Человек много знает  об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он знает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерности между широтой и высотой местности над уровнем моря, отношение между сторонами прямоугольного треугольника и другое.

         Но разве все эти знания получены человеком только с помощью анализаторов? Возможности познания окружающего мира с помощью анализаторов очень ограничены. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только теми познаниями, которые дают зрение, слух, осязание и другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Что же такое мышление? В чем его сущность?

         Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

         Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают три основных вида мышления:

  • предметно–действенное,
  • наглядно–образное,
  • абстрактное.

         Предметно–действенное мышление– это вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.
        Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который непосредственно  опирается на восприятие или представления.

         Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.

        

         Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций:

  • сравнения,
  • анализа и синтеза,
  • абстрагирования,
  • обобщения и конкретизации,
  • классификации.
        

         Таким образом, мышление сложный психический процесс имеющий виды, формы, операции.

 

         У детей с нарушениями речи наблюдается специфические особенности мышления. Обладая, в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, для многих детей характерна ригидность мышления. (Ригидность - это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи).      Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением.

         Поэтому в планировании и проведении коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития необходимо использовать дидактические игры и задания, направленные на обучение детей этим мыслительным операциям.

        

Предлагаю примеры дидактических игр направленных на обучение детей с ОНР мыслительным операциям:

 

«Назови одним словом»

Ребенку зачитываются слова (или показываются картинки) и просят назвать их одним словом. (Медведь, лиса, заяц…-дикие животные)

Для старшего дошкольного возраста игра усложняется. Педагог дает обобщающее понятие, дети должны назвать конкретные предметы. (Транспорт – машина, автобус, самолет…)

 

«Разложи картинки»

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов, просят рассмотреть их и разложить на группы.

 

«Найди лишнюю картинку»

 

«Найди лишнее слово»

 

«Собери бусы»

Педагог предлагает ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы и обращает внимание ребенка, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. (т.о. можно использовать д. и. «Забор», «Пирамидка»)

«Поймай мяч»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет (вкус, форму, размер и т.д.) ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. (Т.О. проводятся игры на классификацию)

 

«Говори наоборот»

Взрослый называет слово, а ребенок должен сказать слово наоборот. (Большой-маленький, пустой-полный)

 

«Бывает – не бывает»

Взрослый называет ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч надо отбить.

(Например: Папа ушел на работу; Поезд летит по небу; Кошка хочет есть; туфли стеклянные)

 

«Отвечай быстро»

Детям предлагают рассмотреть таблицу и ответить на вопросы педагога. За правильный ответ играющий получает фишку.

 

«Гимнастика для ума» (развитие скорости мышления)

 

«Отгадай какое слово я хочу сказать» (развитие скорости мышления)

Взрослый начинает говорить слово (по, на, за, пры…), а ребенок должен закончить. Можно усложнить игру, предложив ребенку придумать не одно слово на данный слог, а несколько.

 

«Загадки»

Взрослый предлагает угадать о чем (о каком овоще, животном, игрушке…)он говорит и дает описание этого предмета.

 

«Разложи по порядку»

Используются серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку показывают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки д.б. разложены по порядку развертывания событий. В заключении ребенок составляет рассказ по картинкам.

 

«Отгадывание небылиц»

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.     


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн