Целевая актуализация материала |
слайд 1.
солнечная радиация, изотерма,амплитуда, испаряемость, испарение, коэффициент увлажнения.
С каким понятием ассоциируются эти термины
Какие из названных терминов вам не знакомы.
Как вы думаете какая тема нашего урока
Тема урока
Распределение тепла и влаги по территории страны
слайд 2
Ребята, сегодня вы научитесь определять изменение среднегодовых температур июля и января и годового количества осадков на территории страны. Выявите закономерности их распределения.
Изучите новые понятия об испаряемости, коэффициенте увлажнения и научитесь определять зоны увлажнения на территории страны.
|
с понятием климат
перечисляют
называют новые понятия испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения
записывают тему урока
|
|
|
Постановка проблемы |
Как вы думаете какие карты станут основными источниками информации?
Наша страна, как и вся Вселенная, полна загадок и тайн. Но многие тайны перестают быть загадкой, если для их разгадки применить свои знания
Попробуйте ответить на вопросы:
слайд 3
Где самые жаркие места, где холодные места России?
Где самые "мокрые" районы? Самые сухие? И почему?
Для эффективности работы мы создали 2 исследовательские группы.
|
климатические
называют, используя климатическую карту, но ответы обтекаемые, не аргументированные или неправильные
|
|
|
Актуализация изученного ранее материала |
слайд 4
Но прежде чем приступить к изучению нового материала давайте вспомним:
Что такое климат?
Какие показатели характеризуют климат?
Как распределяются показатели климата в России?
Что такое суммарная радиация?
От чего зависит распределение температуры воздуха?
Что такое амплитуда температур?
Каковы закономерности распределения осадков на Земле?
Наша с вами задача выяснить основные закономерности распределения тепла и влаги на территории Росии
|
отвечают на вопросы |
|
|
Изучение нового материала (решение проблемы) |
слайд 5
задание 1 группе
Используя текст учебника на с.65-66, климатическую карту и рис.48,49 на с.66-67 определите как распределяются изотермы января и июля на территории России. Почему таков ход изотерм?
Какие причины оказывают решающее воздействие на изменение летних и зимних температур?
Где в Росии самые холодные зимы, самое тёплое лето?
Определите годовую амплитуду температур в городах Мурманск, Салехард, Оймяконе.
О чём говорит увеличение амплитуды температур июля и января?
Задание 2 группе
слайд 6
Используя текст учебника на с.67-68, рис 47 на с.63 найдите самые влвжные и самые сухие места России.Рассмотрите по таблице причины и следствия распределения осадков на территории России (слайд 7)
Количество выпадающих осадков не даёт полного представления об увлажнённости территории. В тундре выпадает 300мм осадков, на местности, где мы с вами живём столько же. Только для тундры 300мм -это избыток влаги, а для нашей территории влаги явно не хватает
слайд 8
Найдите в тексте учебника определения испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
слайд 9
По тексту учебника на с.69 найдите зоны увлажнения на территории страны. Людям каких профессий нужно знать коэффициент увлажнения?
|
работа в группах
Изучение и обсуждение материалов по тексту и рисункам учебника, климатической карте.
На изменение летних температур влияет количество солнечной радиации, т.е географическая широта.
На изменение зимних температур оказывает влияние циркуляция воздушных масс.
Самая холодная зима в г.Оймяконе -71, самое жаркое лето на территории Прикаспийской низменности ( на территории, где мы живём) Годовая амлитуда температур в г.Мурманске-20С, в Салехарде -35С, в Оймяконе -58С.
Увеличение амплитуды температур свидетельствует об увеличении степени континентальности в направлении с запада на восток.
Количество осадков на территории России закономерно убывает к югу. Самое влажное место район г.Сочи, самые сухие межгорные котловины Алтая и Саян.
Дают определения испарения, испаряемости и коэффициента увлажнения.
находят зоны увлажнения
земледельцам
|
|
|
Закрепление
Рефлексия
|
1.Работа в рабочей тетради
Используя карты атласа и рис учебника на с.61,63,66,67 определить и записать в колонке таблицы: суммарную радиацию, средние температуры января, июля,среднегодовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения для следующих городов:
Архангельск
Астрахань.
Написать вывод
2. Написать "рекорды" температур
Итог урока.
Домашнее задание
параграф 11, выполнить задание поработаем с картой на с.70
Самооценка
Чему мы научились на уроке?
Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
|
выполняют практическую работу
подводят итоги
записывают задание
|
практическая работа |
творческое задание
|