Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по географии на тему : «Миграции населения в России и Астраханской области»

Submitted by Наталья Петровна Шадрикова on Fri, 01/11/2013 - 11:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шадрикова Н.П., Попова О.Н.
Место работы, должность: 
МБОУ г. Астрахини "СОШ №13", учителя географии
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Цель урока

: сформировать знания о миграциях населения, в стране, области, показать их влияние на демографические,социальные процессы общества;

личностное совершенствование  учащегося через его познавательное развитие.

Задачи:

сформировать знания о миграциях населения, видов и причин миграции;

способствовать формированию коммуникативных навыков (умению вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

 

сформировать умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы;

формирование духовно-нравственной, толерантной личности. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК:

.География-8 класс « География России Природа. Население» Москва.. ИЦ « Вентана- Граф».- 2010 г.;  

Атлас. География России. Природа. 8 класс.

    М.: Дрофа, 2010г.;

Карта РФ;

Презентация « Миграция населения России и Астраханской области»

 

Используемое оборудование: 

Карта РФ

Презентация "Миграция населени России и Астраханской области"

Краткое описание: 
Методы: « кейс-метод» проектно- исследовательская деятельность в группах работа с географической картой работа с текстом учебника коммуникативно-диалоговый игровой Информационный ( в сочетании с другими на разных этапах урока)

Структура урока

 

 

Актуализация знаний

.

 

Интеллектуальная разминка.

Астраханская область многонациональный регион России, здесь проживает сколько национальностей ? (слайд №1 )

Учитель.

Как вы считаете, почему именно АО сформировалась как полиэтничный регион России ? ( слайд №2)

Ученики.

АО расположена на границе между Европой и Азии, на пересечении важнейших торговых путей, она всегда привлекала население благоприятным климатом, рыбными ресурсами. Население приезжало и оставалась проживать в АО

Учитель.

Найдите в тексте учебника на стр.240 как называется процесс перемещения людей с одного места в другое, связанные с изменением постоянного места жительства.?

Ученики.

Миграции населения.

Учитель.

Сформулируйтпе тему сегодняшнего урока (« Миграция населения России и Астраханской области») ( слайд №3)

 

Изучение нового материала

 

целеполагание,обоснование темы урока учащимися ( запись темы урока в тетрадь)

для достижения названной цели урока учитель сообщает ученикам с каким информационным материалом

« кейса», учебника, атласа, ученики будут работать на уроке.

Учитель.

На основании рис. 202, стр. учебника 240, 241 определите:

 

причины миграции населения,

 

назовите главную причину миграции населения

изучите текст учебника стр.240-242, запомните, на какие виды подразделяются миграции населения ?

 

Ученики

анализируют конкретные ситуации «кейса» ( АКС – анализ конкретной ситуации в рамках «кейс»-технологии) и определяют вид миграции.

АКС №1( слайд №4)

«Одна из основных проблем, угрожающих Сибири в XXI в., -быстрое сокращение численности населения, так называемое «демографическое сжатие». Только за последние 3 года из Сибирского федерального округа уехало более 100 тыс. чел., в некоторых районах население уменьшилось наполовину» ( Интернет-ресурсы)

Учитель

. Какой вид миграции?

Ученики

определяют вид миграции и составляют схему в тетради.

 

Учитель одновременно с учениками составляет схему на компьютере.

АКС (слайд № 5) «

Таджикистан: площадь ледников, питающих местные реки, из года в год уменьшается. Следовательно, реки высыхают, что приводит к снижению урожайности. Осадки в регионе случаются бессистемно и непредсказуемо, часты наводнения, вымывающие плодородный слой почвы и разрушающие и без того находящиеся в критическом состоянии системы орошения. Все это лишает местных крестьян возможности прокормить семью, многие выживают на грани голодной смерти или отваживаются на миграцию. Людские потоки в поисках лучшей жизни перемещаются внутри страны или за ее пределы, что каждый из нас уже имеет возможность видеть воочию. И это лишь первые экологические беженцы в России. Между тем, по подсчетам ООН, официально утвердившей термин "ecological refugees", к 2010 году порядка 50 млн человек будут покидать насиженные земли не из-за преследований, а из-за голода, болезней и засухи, вызванных проблемами с экологией.»

Учитель

. Какой вид миграции ?

Ученики

определяют вид миграции и составляют схему.

АКС (слайд №6)«

Окончательные данные Росстата об итогах Всероссийской переписи населения свидетельствуют, что сельское население сократилось в 3 раза больше городского. С 2002 года количество сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс.. Сельских населенных пунктов, которые де-юре еще существуют, но реально там никто не живет, переписчики насчитали 19,4 тыс. – по сравнению с прошлой переписью это на 48% больше»

Учитель

. Почему население выезжает из сельской местности? Это какой вид миграции ?

АКС (слайд№7) «

В советское время около 3-х млн. этнических народов СССР насильственно были вывезены в Сибирь, Казахстан. Народы лишались своей автономией, своей родной земли. Такое перемещение народов называется... стр. учебника 220» ( слайд №8 -Депортация калмыцкого народа. Памятник Э.Неизвестного «Исход и Возвращение».)

Миграции

Внутренние

межрегиональные

экологические

сельско-городские

 

депортация

 

 

Внешние

 

Эмиграции Иммиграции

 

Учитель

. Рассмотрите рисунок 203 стр.241 и ответьте на вопрос: Как вы считаете, влияют ли миграционные процессы на демографическую ситуацию в стране или отдельно взятом регионе?

Ученик.

Миграционные процессы изменяют численность населения регионов, его возрастную и половую структуру.

Учитель

. Проанализируйте, назовите причину демографической ситуации, которая сложилась в результате миграционных процессов: 1группа -в Чукотском АО; 2 группа- в Московской области; 3 группа в Астраханской области. Прикрепите соответствующий значок из « кейса» на физическую карту РФ.

Учитель.

На стр.242 учебника изучите: что такое миграционный прирост населения, определите ,в каком году наблюдался максимальный миграционный прирост населения в РФ.

Ученик

1994 год. Причина-распад СССР, что вызвало массовый отток русскоязычного населения из бывших союзных республик.

Учитель

знакомит с понятиями: беженцы, вынужденные переселенцы(слайд №9)

Учитель.

Мы живем в Астраханской области и нас конечно интересуют миграционные процессы, которые происходили и происходят в нашем регионе .

 

Каждая группа к сегодняшнему уроку получила творческое домашнее задание:подготовить исследовательские мини-проекты:

1

группа

« Лента времени населения с.Старая Кучергановка». Итоговый продукт-презентация.

2

группа - «

Какие мы- школьники с. Старая Кучергановка?» Итоговый продукт- презентация.

3

группа - «

Астраханочка-жгучая смесь». Итоговый продукт-.коллаж.

Учитель.

Миграционные процессы продолжаются и в настоящее время на территории РФ и Астраханской области. Изучите информацию текста № 1,2 «кейса» и ответьте на вопросы.

Текст № 1

.

В Астраханском крае издавна основное население было полиэтничным. Основными народами, населяющими этот край, были русские, казахи, татары, украинцы и калмыки. Русский язык являлся языком межнационального общения. И эти факторы являлись основой для вполне мирного существования более 170 национальностей на одной территории в течение длительного срока.
Развал Советского союза и война в Чечне изменили характер и интенсивность миграционных потоков в Астрахань. С начала 90-х годов стало прибывать русское население, имеющее достаточно высокий образовательный уровень из стран СНГ( Средняя Азия и Закавказье) и Северного Кавказа — ( преподаватели, ученые, военные моряки, инженеры).Этот миграционный поток достаточно сильно повысил ее интеллектуальный потенциал. Нефтяная и газовая отрасли получили хороших специалистов из старых нефтяных областей СССР. Однако уже с начала 20 века и до настоящего времени характер миграции изменился. Все меньше стал поток русскоязычных эмигрантов. Вторая волна эмиграции из стран Средней Азии ( преимущественно Узбекистан, Таджикистан, меньше Казахстан) и значительная миграция из Северокавказских республик носит частично нелегальный характер..Уменьшилось количество украинцев, белорусов, немцев, калмыков. Однако возрос процент даже официально зарегистрированных мигрантов с Кавказа и из Закавказья.
образовательный и интеллектуальный уровень которых очень низкий. Но мигранты необходимы для развития экономики Астраханской области и РФ . Без масштабной миграции численность населения России в 2011 году была бы на 7,5 миллионов меньше. Миграционный прирост компенсировал почти 60 процентов демографических потерь. Смертность в России по-прежнему превышает рождаемость, то есть, количество населения уменьшается .

К 2025 г. численность трудоспособного населения РФ снизится минимум на 10 млн. человек, заявил сектетарь Совбеза РФ Николай Патрушев. "Это требует новых решений и мер по привлечению в нашу страну высококвалифицированной рабочей силы"... А как считаете Вы?

А.П. Романова

Comments are closed.

 

 

 

Текст №2 Миграция населения области в 2011 году

 

 

 

 

 

 

 

Число прибывших

 

Число выбывших

 

Миграционный прирост(+), убыль(-)

человек

 

Миграция-всего

 

23272

 

19327

 

3945

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

в пределах области

 

8184

 

8184

 

0

 

внешняя миграция

 

15088

 

11143

 

3945

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

с другими регионами России

 

6864

 

9904

 

-3040

 

с государствами-участниками СНГ

 

7484

 

1114

 

6370

 

со странами вне СНГ

 

740

 

125

 

615

 

Изучите текст № 1,2 и ответьте на следующие вопросы:

1

Откуда идет основной поток мигрантов в настоящее время ?

2

Чем отличается характер миграционных процессов 90-х годов 20 века от современных?

3

Назовите проблемы , которые могут возникнуть и возникают в связи с миграционными потоками в Астраханскую область ?

5

Укажите пути решения указанных проблем.

6

А нужны ли мигранты российскому обществу ? Найдите ответ в тексте №1

Заключительное слово учителя.

Рефлексирующая деятельность:

1группа-составляет « синквейн» урока . Учащиеся 2-й и 3-й групп оценивают свою работу на уроке.

Учитель подводит итоги урока. Комментирует домашнее задание

, которое предлагается разного уровня сложности на выбор с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Домашнее задание:

изучить текст §48 и ответить на вопросы стр.244

используя информационный материал урока и контурную карту Астраханской области составьте картосхему « «Современные миграции населения Астраханской области»

используя ключевые слова темы

« Население России» составьте кроссворд.

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
урок 2 - копия.odt 37.2 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн