Цель: раскрытие некоторых видов жанров песен русского и чувашского народов.
Задачи:
1. Обучающие: - умение на слух определять жанры народных песен;
- уметь формулировать художественные особенности различных жанров народных песен;
- научиться исполнять канон;
2. Воспитывающие: воспитать уважительное отношение к народному творчеству и традициям русского и чувашского народов;
3. Развивающие: развить творческие способности учащихся: вокальное исполнение, метроритмические движения, импровизация.
Тип урока: сообщение новых знаний в форме классной беседы;
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация к уроку, музыкальный центр, синтезатор.
Слайд 1: Добрый день. Звук–«Калинка».
Вход детей в класс.
Слайд 2: Добрый день.
− Добрый день, ребята.
− Какая музыка по характеру встретила вас в классе?
Веселая, бодрая, задорная, быстрая…
− Она все время была быстрая? Сразу была быстрая?
− Напомню вам интонацию … . Попробуем спеть ее: «До-о-о-бры-ый день». А интонацию быстрой части: «Калинка, калинка, калинка моя…». А еще задорней… Молодцы!
− Можете ли вы назвать автора этой песни?
Народ. Это народная песня.
− А как вы думаете, на свете много народных песен? А почему?
Песни нужны для отдыха и для работы, на разные случаи жизни.
Слайд 3: Поговорки о песне
Дети читают.
− Как вы понимаете эти фразы? Ну, например …
…….
− Если вдуматься в смысл этих выражений становится ясно, что жизнь человека немыслима без песен. Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения. Детские потешки, песенки, считалки, заклички сопровождают маленького человека повсюду. Вырастает малыш, и новые песни помогают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе.
− В песне отражается жизнь народа, его характер, жизненный опыт, его мудрость, его душа. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов…
- Итак, отправимся в путешествие… А вы знаете, что у народных песен есть свои семейства? Вот у некоторых из них в гостях мы сегодня и побываем.
Слайд 4: Чувашский хоровод
− Какой жанр нас приглашает первым? Какую песню хочется исполнить глядя на экран?
. Сесенхирти ай шур хуран.
Слайд 5: Цвет черемухи. (чув.).
Цвет черемухи Разучивание. Исполнение: унисон, канон, унисон. Обратить внимание на распевы.
Хороводная песня.
Слайды 6, 7, 8: Хороводы
− Водить хороводы начинали весной. На праздничный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных и украшенных своими руками. Обычно местом проведения хоровода была сельская улица, зеленый пригорок близ церкви, луг за околицей села. Участниками чаще всего были молодые девушки и парни. Хоровод возглавлял и направлял ведущий: обычно самая умелая, наиболее бойкая девушка. Хореографический рисунок был разнообразен: шли гуськом, «змейкой», образовывали крест, круг и т.д. Хоровод часто делился на две партии: мужскую и женскую, которые то подходили друг к другу, то отступали, то брались за руки парами, то образовывали ворота. Каждая фигура что-то символизировала, означала. Как вы думаете, что означает круг?
Солнце, объединение, круг жизни, круг года – а ведь начало года когда-то и отмечали именно весной.
− Какая получилась песня? Интересная, с развитием, мы пели ее в разных вариантах. В музыке говорят – исполняли вариации.
…………..
− Нас приглашает жанр песни, которая, наверное, появилась одной из первых на земле. Она − первая песня, которую слышит каждый человек…
Колыбельные.
Слайд 7.: «Уж ты, котя, коток…».
− Откуда мамы, бабушки брали колыбельные песни?
Сами сочиняли.
− Мы тоже попробуем сами сочинить колыбельную песню.
Читаем текст. Слушаем интонацию, ее пропеваем. Можно пропеть по рядам, по одному. Еще раз – все вместе, затем продолжаем «про себя» проговаривая слова.
− А теперь попробуйте пропеть свою колыбельную…
Предложить классу повторить услышанную колыбельную. Стараться анализировать каждый вариант: обратить внимание на повтор (это один из приемов развития музыки, колыбельная может строиться только на повторении одной фразы, так как ее назначение – успокоить, усыпить), повторяться могут 1, 2 и 3, 4 фразы, 1 и 3, 2 и 4. Можно предложить спеть колыбельную, где не будет повторения.
− Какой образ выражает колыбельная песня?
Образ мамы, детства, уютного родного дома.
− Этот образ − мамы, детства, уютного родного дома, семьи, родных и любимых всегда с нами, куда бы ни уехал человек.
− Мы вырастаем, уходим в жизнь своими дорогами. Иногда далеко от дома, от близких людей, трудно приходится… На помощь приходит лирическая песня.
Слайд 8.: Степь.
«Ой, ты степь широкая…». Слушание в исполнении учителя.
− О чем поется в песне? Какие чувства выражены в ней? Что вы ощущали? Какие особенности заметили?
Распевы, длинная, бесконечная фраза, динамическое развитие, сопоставление громкого и тихого звучания,
− Для чего же ты нужна, протяжная лирическая песня?
Она помогает выразить самые глубокие, самые сокровенные, заветные чувства: любовь, печаль, тоску, надежду, нежность… помогает пережить разлуку, разделить горе, утешаю…
− А что разлучало людей? Куда мог уехать, должен был уехать мужчина – муж, отец, брат, любимый?
На войну, в армию, в солдаты.
− Такие песни напоминали о доме, о родных. Но только ли их пели солдаты?
− В армии нужны и другие песни. Какие?
Слайд 9.: Солдатушки.
Бодрые, бравые, энергичные, под которые удобно шагать – маршевые, солдатские.
− Вы знаете такую песню?
Солдатушки. Исполнение.
Слайды 9-10.: Солдатушки.
− Чем интересна эта песня? Что скрыто, спрятано в ней за удалью, бодростью?
− Сколько продолжалась служба в царской армии?
25 лет.
− И эти 25 лет, что служило семьей солдату?
− Наши деды – … /славные победы/, наши сестры – … /пики, сабли востры/, наши детки – штык да пуля метки, наши жены – пушки заряжены…
− Так о чем же ты, солдатская песня?
Песня о том, какой он – русский солдат: удалой, храбрый, любящий свое Отечество, стойко переносящий все невзгоды…
− Не печалился долго русский человек. Умел он и веселиться. Какие песни помогали ему в этом?
Плясовые.
«Уж как по мосту-мосточку».
Слайд 11: «Уж как по мосту-мосточку».
Разучивание. Исполнение с музыкальными инструментами: ложки – пульс (с начала и до конца), треугольник – начало фразы (с начала и до конца), трещотки – с 3-ей фразы пульс, рубель – окончание фраз. Лучше − постепенное включение инструментов: 1 куплет – ложки, треугольник, 2 куплет – прибавить трещотки, 3 куплет – все.
Слайд 12: Жанры народных песен.
− Наш урок подходит к концу. Мы погостили у разных семейств народных песен. А сейчас мы попробуем охарактеризовать каждый сегодняшний жанр.
Выводы:
1Я добрая, ласковая, нежная, я люблю детей, хочу убаюкать их, успокоить, хочу, чтобы им снились только добрые, хорошие сны… Моя мелодия очень плавная, без больших скачков, ритм ровный, нет акцентов, я могу быть вообще без слов.
2 Распевы, длинная, бесконечная фраза, динамическое развитие, сопоставление громкого и тихого звучания
− Что можешь ты, плясовая песня?
3Могу развеселить, подружить, заставить любого двигаться, плясать! Показываю, как надо отдыхать, заряжаю бодростью и энергией… Могу согреть! Отвлекаю от грустных мыслей…
Это – жанры: (перечислить с ребятами). Это не все жанры, на уроках музыки вы будете продолжать знакомиться с ними. А теперь мой главный вопрос: за что хотели бы поблагодарить народную песню?
За радость. За красоту. За культуру. За то, что мы многое узнаем из нее. За то, что она есть.
− А может быть, в 21 веке она не так уж и нужна?
……….
Песня хранит историю, традиции, жизнь.
− По русской традиции было – собираться за круглым столом, большой семьей, петь песни, чаевничать, а во главе стола был самовар. Пусть живут старые добрые традиции. Поэт Юрий Энтин и композитор Давид Тухманов написали песню, которой мы закончим наш урок.
Самовар. Исполнение учителем – 1 куплет.
− Я прошу вас помочь мне: припев. Запев пою я, а вы – три раза слово «самовар», 4 раз – пауза. Попробуем.
Исполнение песни.
Слайды 13-26.: Самовар.
− А какое домашнее задание вы бы сами себе задали ?