Автор:
Мухамедзянова Светлана Дмитриевна
Место работы:
- учитель химии МОУ "Советская средняя общеобразовательная школа № 2" Марий Эл, пгт.Советский
Роль ИКТ в формировании интереса детей к процессу обучения
Каждый учитель химии хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам, и учителю. Можно ли достичь такого уровня преподавания химии, чтобы эти желания сбылись?
Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.
Считаю, что учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда он способствует организации познавательной деятельности обучающихся. Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем. Существует много путей и способов решения этой задачи. Один из них, по моему мнению, использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Исследования показали, что применение ЭОР в процессе изучения основ наук способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний; самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения.
В своей практике, наряду с иллюстративно-объяснительными методами обучения, использую широкий спектр разнообразных видов учебной деятельности, ориентированных на активное использование ЭОР в качестве инструмента познания, исследования, конструирования. Современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации (Интернет), позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Инструменты познания базируются на интеллекте обучаемого, а не на «интеллекте компьютера». Это означает, что ответственность за планирование, принятие решения и самоконтроль процесса обучения лежит на ученике. Тем не менее, считаю, что информационные технологии служат «катализатором» приобретения знаний и навыков, так как способствуют обдумыванию, обсуждению и решению проблем. Использование ЭОР активно вовлекает учеников в процесс формирования знаний, что способствует их лучшему пониманию и усвоению.
При использовании ЭОР в обучении химии необходимо учитывать степень сформированности у обучающихся навыка персональной работы с компьютером, поэтому в процессе изучения химии в курсе 8 – 9 классов основной акцент делается на использование компьютера для групповой работы, а в старшей школе уже возможно использование его для организации индивидуальной работы обучающихся.
Одной из форм, которые использую при изучении новой темы, являются уроки-лекции с применением ЭОР (видео фрагменты), позволяющих акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.
Возможность использования ЭОР в процессе обучения химии зависит от наличия программных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства. К ним относятся обучающие программы, программы - тренажеры, контролирующие, информационно-справочные, моделирующие, демонстрационные, учебно - игровые и другие виды программ.
Использование ЭОР, по моему мнению, позволяют решить еще одну проблему: ученики на уроках бойко анализируют условие задачи, решают её, а на контрольной значительная часть класса не может решить ей аналогичную, не говоря уже о задаче творческого характера. И это понятно: на уроке они ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия не могут. Причём, если при традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату, после того, как работы учеников собраны и проверены, то при использовании ЭОР (тесты) учитель имеет возможность проконтролировать каждый шаг работы каждого из учеников в классе с помощью специальных программ-тестировщиков, которые могут работать как в режиме тренажера, так и в режиме контрольной работы. В режиме тренажера программа указывает на ошибки обучающегося, сообщает правильный ответ, сообщает необходимый теоретический материал по данной теме. При работе в режиме контрольной работы программа фиксирует количество вопросов, количество правильных ответов, время выполнения задания, выставляет оценку, заносит данные в базу.
Кроме этого, учитель, используя компьютерные технологии, может создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение обучающихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения обучающихся.
Считаю, что обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении химии. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса химии на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.
Результаты работы показывают, что использование ЭОР в обучении химии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явления, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование учебных компьютерных моделей:
-наглядное представление объектов и явлений микромира;
-изучение производств химических продуктов;
-моделирование химического эксперимента и химических реакций;
Дальнейший поиск путей активизации познавательной деятельности обучающихся привел к идее проведения уроков, построенных на инициативе обучающихся. Среди них особое место в моей работе занимает проектная деятельность. Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.
Еще одна важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, обучающиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. Данный метод учитель может активно использовать и при организации занятий кружка «Юный химик». Одной из форм проектной деятельности с использованием компьютерных технологий обучения может стать создание учениками собственных тематических сайтов на химическую тематику.
Заключительным этапом работы над проектом является его общественная презентация, основная задача создания которой – сформировать свое понимание того, каким образом может выглядеть представление результатов работы обучающихся. Результаты использования метода проектов во внеклассной деятельности вдохновили меня на его внедрение в учебный процесс. В новых образовательных стандартах предусмотрено использование 10% учебного времени для реализации авторских подходов, внедрения разнообразных форм организации учебного процесса.
Пример применения ЭОР на одном из уроков химии в10 классе. Тема: «Природный каучук». Урок проводился по методу проекта. В ходе урока обучающиеся должны были создать проект – компьютерную презентацию по данной теме. Класс разбит на группы, которые работают над проектами по заданным схемам. Теоретики подбирали теоретический и исторический материал, используя ЭОР. Практики работали по карточкам. Технические редакторы работали на компьютере, выбирали макет, шаблон оформления, набирали текст. В конце урока группы защищали созданные проекты.
В настоящее время мы находимся в ситуации, что учитель, имеющий высокую квалификацию, отличный специалист в области химии, но не владеющий информационными технологиями стоит на ступеньку ниже молодого специалиста, свободно владеющего компьютером. Следует остановиться на возможностях, которые открывает перед учителем Интернет. Интернет приспособлен как для решения задач по химии, так и для практического применения исследовательских работ. Он обладает хорошей базой для самостоятельного углубленного изучения химии и поиска материала для реализации проектов. Опыт работы показывает, что новые информационные технологии (программированное обучение, демонстрации, базы данных, электронные таблицы, текстовые, графические, музыкальные редакторы, мультимедиа, алгоритмизация и программирование, микромиры, телекоммуникации и другие), используемые учителем в учебном процессе как инструменты познания, способствуют развитию творческой познавательной деятельности обучающихся.
Итак, включение в процесс обучения электронных образовательных ресурсов делает его технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть свои трудности. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.
|